Вітаю Вас, Гість! Реєстрація RSS

ПЕРШИЙ ІНФОРМАЦІЙНИЙ ПОРТАЛ КНЕУ

Четвер, 09.05.2024
Головна » 2011 » Вересень » 25 » «Мы вступили в зону глобальной образовательной турбулентности»
15:27
«Мы вступили в зону глобальной образовательной турбулентности»

Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд»

Самые передовые технологии бесстрашно вторглись и нарушили оболочку цивилизации, выкристаллизовывая другие виды человека — гомо хэбитус (человек умелый), гомо адаптус (человек адаптированный) или гомо авангардус (человек передовой), — как хотите балуйтесь с этими никнеймами или придумывайте свои.


Футурологи в своих прогнозах систему образования обычно обходят стороной. Считается, что это слишком консервативный монстр, чтобы его коснулись серьезные перемены. Но уже скоро прогнозисты будущего вынуждены будут задать сакраментальные вопросы: какими умственными качествами и полетом фантазии должны обладать те инженеры и конструкторы, которые примут вызовы цивилизации, чтобы создать то, чего еще нет даже во снах? Какой у них должен быть фундамент new-знаний?

Судя по всему, это будет иной фундамент. Потому что старый, похоже, себя изжил.

Вот в Украине остро обсуждается проблема невезучести флагмана образования НГУ им. Шевченко — непопадания его в заветный список 100 (500) лучших университетов мира. Увы, предвижу, что ему даже через 100 лет не светит войти в сотню лучших университетов мира. Думать иначе — все равно что ремонтировать изношенные туфли в надежде шокировать публику модными мокасинами. Но так ли все безнадежно и есть ли выход?

Выход есть, и он прост. Не надо ломиться в закрытую дверь, подкладываясь под прошловековые нафталинные стандарты рейтингов по Шанхайской, Американской (газета «Times») или по какой-то другой системе, которые формируют высшую лигу университетов мира. Ведь качество конечной продукции университетов во всем мире неуклонно падает, и получение диплома все чаще не гарантирует ни работы, ни перспектив.

В настоящее время в мире существуют две престижные неформальные организации вузов: Лига Плюща (США) и Оксбридж (Великобритания), которые воюют за звание лучших университетов мира. Так вот, пришло время создать третью Высшую Лигу XXI века, назвав ее Облако, путем формирования принципиально иного перечня требований к тому, как, где, кому, зачем и с какой целью учиться в вузах. Например, должны оцениваться интеллектуальные соревнования между вузами, показатели цена/качество и затраты/результаты, отзывы выпускников и работодателей, количество курсов по нанотехнологиям, качество ссылок в блогах, масштабы и результаты облачных вычислений и т.д., всего 20 новых параметров. И под эти параметры построить с нуля абсолютно новую всемирную сеть таких университетов, как строят сети новаторских отелей. Тогда появится шанс лет за десять стать лидером мирового образования.

Спрашивают, почему именно Облако? Потому что это слово объединяет самые горячие вызовы цивилизации. В интернете — облако тэгов, в климате — погоду, в математике — облако вычислений, в физике и химии — электронные облака, в астрономии — облачное скопление звезд, в романтике — поэтические облака, в искусстве — эфемерность облаков (вот они есть и через мгновение их уже нет). Кроме того, облако — это один из фундаментальных символов кругооборота воды и веществ в природе.

«Ни одно правительство больше не может терпеть свое неэффективное и такое прожорливое образование. Даже в развитых и богатых странах»

Прорыв в лидеры вузов мира возможен только в окружении достойных конкурентов-соперников, которых имеет смысл опережать. Ведь есть же разница в том, куда «целиться» — в Луну или в урну. В первом случае ты окажешься среди звезд, а во втором — на помойке. В этом и смысл идеи создания университета «нового нанопоколения» с одновременным учреждением Лиги Облака ®, которая лет за десять либо переиграет Лигу Плюща и Оксбридж, либо будет постоянно находиться в этой обойме. И пусть тогда все остальные вузы мира соревнуются и стремятся попасть в Облако. Так поступили в свое время в боксе, хоккее, шахматах и даже авиации, где перекомбинировались сотни авиакомпаний в One World, Star Alliance и Sky Team, создав альтернативные альянсы для того, чтобы не бороться со старыми монополиями.

С чего бы стоило начать? С пилотного проекта в нескольких городах или странах. А остальные присоединятся позже или продолжат свой прежний путь. Поначалу может быть построено, скажем, десять пятизвездочных университетов Облаков в десяти странах в соревновательном режиме в их «силиконовых долинах».

Возгласы «почему не у нас?», «почему те, а не другие?», «почему за деньги?», «почему не для бедных?» понятны, но тут ответ один: электричество поначалу тоже было проведено не в каждый дом. Но со временем все, кто захотел, имеют электрическую лампочку.

Главными технологическими блоками станут новые форматы оценивания ума, социального заказа, ожиданий общества, мотивации студентов, контента знаний, квалификации коучей, меню предметов, конечных целей и достигаемых результатов. И все станет на свои места.

Учеба в Облаках перестанет быть рутиной с лекциями и зачетками, перейдет на график через день (день — учеба, день — работа), в результате чего можно будет учить в два раза больше студентов без особых дополнительных затрат и помещений. Поэтому вторую половину черезполосной недели студенты будут работать (стажироваться) в фирмах, учреждениях, на предприятиях, где будут созданы соответствующие кафедры. Эта система прекрасно показала себя в медицине. Таким образом, сразу решается несколько головоломных задач. Высвобождается часть помещений вузов для обучения в два раза большего количества студентов. Часть финансирования кафедр возьмут на себя эти компании, которые фактически перейдут на выращивание себе работников нужной квалификации, уменьшив убытки за счет текучести слабых кадров. Подавляющее число выпускников вузов по окончании получит гарантированную работу по специальности, что, по предварительным расчетам, даст дополнительных 5% ВВП, если государство действительно считает, что человеческие ресурсы — главная производительная сила. А при таком подходе это именно так. Занятия перестанут называться просто «учебой», быстро превратившись в реальную работу по добыче знаний, их фильтрованию, переработке, огранке, применению, обмену, продаже и демонстрации. Система образования превратится из консервативной во фьюжную, из убыточной — в прибыльную. Просто ни одно правительство уже больше не может терпеть свое неэффективное и такое прожорливое образование. Даже в развитых и богатых странах.

Я каждый раз завороженно смотрю на кадры хроники, когда в Америке подрывают очередное устаревшее здание, которое могло бы еще простоять и прослужить не один десяток лет. Но им его не жалко. У них другие виды на эту территорию. Огромное число людей тоже имеют другие виды на ту территорию, которую заняло в умах и судьбах бэушное образование. На наших глазах происходит совершенно невероятное явление: в некоторых случаях школы начинают становиться высокорентабельным «ликвидным» бизнесом. Вы думаете, случайно финская система школьного образования нечаянно «объявлена» самой лучшей в мире, хотя в ней нет ни учебных программ, ни экзаменов, ни стрессов в виде ЕГЭ. Просто финнам понравилось создавать оптовые рынки финских домиков, финских бань и финских телефонов Nokia. Мы находимся на пороге рождения нового системного бизнеса. Когда университеты и уходят в Облака, и становятся супервыгодным бизнесом.

Вместо резюме. Если кто-то из скептиков подумает, что все это фантазии и утопии, то хочу сказать, что инициативная группа инвесторов, ученых, политиков и общественных деятелей уже приступила к реализации проекта Лига Облака ®, так как некоторые страны увидели в этом смысл и хотят быть первыми.
№ 36(206) от 12.09.2011 http://www.statuspress.com.ua
Переглядів: 1087 | Додав: Pavel | Теги: Освітній проект sarkneu.at.ua | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]