Основатель инвестхолдинга Internet Invest Group на неформальной встрече в рамках проекта Startup Ukraine рассказал, что он извлек из своего бизнес-опыта, и о книгах, которые его вдохновили. Наверное, не всем интересен мой путь в интернете, о котором все-таки я много уже говорил в интервью. Я попробую поведать ту часть, о которой рассказывал реже. Это отрезок с 1992-го по 2000 год. В 86-м я окончил школу, в 87-м я поступил в институт, и сразу же оттуда – в армию. В 89-м, когда вернулся, уже было понятно, что той жизни, которую я знал по школьным годам, больше не будет никогда. Постараюсь рассказать о некоторых уроках, которые помогли моей дальнейшей предпринимательской деятельности. Урок 1. Упаковка имеет значение
После армии нужно было начать зарабатывать, уже началось кооперативное движение. Я пошел работать сторожем на стоянке. Это был декабрь, было очень холодно, проработал месяц – на больше меня не хватило. Но за этот месяц я немного заработал, накупил на радиорынке деталей и собрал Синклер (это был такой маленький компьютер). Потом его продал.
Тогда эти компьютеры собирали довольно массово, но все их продавали в каких-то деревянных ящиках, а я, за приличную по тем временам сумму, купил красивый корпус с клавиатурой и всеми потрохами. В итоге, условно вложив 100 рублей в корпус, я продал компьютер на 1000 рублей дороже, чем все остальные, которые продавали по схеме «цена деталей + 3 рубля».
После я начал торговать телефонами с определителем номера. Все собирали их в деревянных коробках, потом научились собирать в корпусах советских телефонов. Я поступил иначе – нашел какие-то китайские телефоны ярких цветов, в частности, красные (а тогда телефоны были либо черные, либо белые), и наладил небольшое производство. И легко догадаться, что вся добавленная стоимость была вот в этой ярко-красной коробке.
Урок 2. Надо всегда правильно определять, в каких единицах считать
Одна из моих самых безумных в жизни бизнес-операций заключалась в том, что я взял довольно большой кредит, наделал этих вот телефонов и продал их. Я с трудом рассчитался по кредиту и при этом «попал» на все собственные деньги, которые у меня были. Хотя все телефоны продавал с прибылью.
Сейчас это будет звучать смешно, но тогда все считали в рублях, а надо было понять, что цена запчастей была привязана к доллару, поскольку они импортные.
Урок 3. Продавать то, что продается
После длинного бурного периода продажи телефонов я начал ездить в Арабские Эмираты, откуда привозил на собственном горбу какие-то сотни килограммов Panasonic-ов. В 94-м туда ездили только наши и англичане. И если кто-то думает, что чопорные англичане далеки от такого мешочного бизнеса, то вы сильно ошибаетесь. Только возили они оттуда не Panasonic, которого в Англии было полно, а золото килограммами. Когда они видели цену, то впадали в безумство и тратили все деньги, что были на их карточках и на карточках родственников. Просто англичане знают, что такое золото, это у них в крови.
Тогда со мной ездил один знакомый. Я не знал, что он возил, но спустя 15 лет узнал, что это были американские доллары. Это я в контексте предстоящего 16%-го (или 10%-го) налога на продажу валюты. Жалко, что эту историю не слышат те, кто хочет этот налог ввести. Тогда в Украине доллар можно было продать примерно на 3,25% дороже, чем там. И мой знакомый начал перевозить их в кейсе, обычной контрабандой через таможню. А закончил он грузовыми самолетами с промежуточными посадками в Чечне.
В Украине садились под таким предлогом: «Сломался самолет, нам нужно сесть в ближайшем аэропорту». И приземлялись чуть ли не в поле, где, пока к самолету кто-то приедет, он оказывался чист.
Я имею в виду, что за 3,25% люди делали такое, что даже трудно себе представить. представляете, что можно сделать за 16%? Эта вся затея может закончиться какой-нибудь революцией или бунтом. По опыту 90-х могу сказать, что наличные деньги – это динамит, в больших количествах – это очень взрывоопасная штука. Урок 4. Знание – сила
В 96-м году я услышал от кого-то слово «Интернет». На то время никто из моих знакомых еще не знал, что это такое, а знакомых у меня было много. И вот я установил интернет. Веба как такового тогда практически не было, зато тогда был текстовый интернет, и были News – это что-то похожее на почтовую рассылку. И в одной из таких телеконференций я прочитал объявление человека, который искал работу. Объявление привлекло мое внимание своим содержанием: «Знаю про интернет все».
И вот я ему предложил 300 долларов в месяц (это были гигантские деньги) за то, чтобы он мне все про интернет рассказывал. Этим человеком оказался Сергей Полищук. Возможно, вы его не знаете, но он – личность более чем известная в узких кругах. И я считаю, что с его отъездом в Канаду, который произошел несколько месяцев назад, в Украине закончилась целая эпоха.
Фактически Сергей так или иначе был причастен к строительству нескольких крупнейших интернет-провайдеров и компаний, имеющих отношение к Сети. Это были и Укрнет, и Лаки Нет, DG, IP-Telecom, он же был бессменным администратором сети обмена трафиком UA-IX в течение 12 лет, и работал в моих компаниях Imena.UA MiroHost. До этого у него был еще провайдер в Одессе. В общем, за несколько месяцев я узнал об интернете «все».
Урок 5. Надо верить себе
При помощи несложных технических операций мы выяснили, что я был пользователем интернета №196 в городе Киеве. И я тогда сразу нарисовал табличку в Excel, где все посчитал: было понятно, что денег в интернете пока нет, но с таким темпом развития к 1999 году они должны были появиться. И вот в 1999 году раздался звонок от Сергея Полищука, который спросил: «Какой сейчас год за окном?». Я ответил, что 99-й. И проверил свою табличку: все сходилось. Я все бросил и пошел заниматься интернетом.Интернет состоит из двух частей – из доступа и всего остального. Еще совсем недавно под интернетом подразумевалось лишь первое. Я скажу вещь, которая не очень популярна, но это правда: в Украине все хорошо с доступом. Чтобы понять, насколько хорошо, можно сравнить нашу ситуацию с Англией и Германией: вот там все плохо. В Англии купить домой нормальный интернет невозможно ни за какие деньги. В Германии – ну разве что в Берлине. Я думаю, что по доступу Украина находится в первой двадцатке стран мира.
Но зато со всем остальным в Украине – плохо. У нас нет своей поисковой системы, у нас нет своей социальной сети, у нас вообще нет ни одного проекта мирового масштаба. Потому что даже компанию Viewdle, которую приобрел в этом году Google, считать проектом мирового масштаба все же нельзя. Почему так происходит? Я не скажу ничего нового – это ужасный инвестиционный климат в стране.Правительству нужно очень серьезно относиться к тому, что люди покидают Украину. Ведь специалистов в нашей отрасли можно сосчитать на пальцах рук. Вот я знаю, что в Украине есть пять или десять системных администраторов, способных построить компанию масштабов страны. Так что если один из них эмигрирует – то это существенный удар по развитию нашего бизнеса. Поэтому у нас все так плохо со второй частью интернета: отток человеческого капитала из Украины обрел просто катастрофический характер.
Урок 6. Банки не финансируют предпринимателей
Я хронически недолюбливаю банки. Может, мне просто не везло, но вот так вышло.
После того как я потерял на росте курса и начал все сначала, я подумал, что можно извлечь из этого какую-нибудь пользу. Доллар тогда рос регулярно. Но при этом происходил очень странный процесс. После очередного роста курса, по идее, должны были подорожать и все товары, которые изначально покупаются в долларах. Но на это нужно какое-то время. И были товары, которые дорожали на следующий день (например, бензин), а были такие, которые дорожали спустя месяц, например, сигареты Marlboro. А какие-нибудь малопопулярные сигареты дорожали через 3 месяца.
И вот я подумал, что нужно найти какой-нибудь ликвидный товар с длительным сроком хранения и в день, когда вырос курс, взять кредит, купить его и подождать, пока он подорожает (а он не может не подорожать, потому что покупается на американский доллар). Ну а дальше все понятно.
После этого я пошел в один крупный банк, ныне давно покойный. И этим банком управлял тот же человек, который управлял другим, недавно обанкротившимся банком. Я услышал от него совершенно потрясающий ответ: «Люди же получают зарплату в рублях, а не в долларах. Поэтому вся эта ваша математика никуда не годится». И на этом мы расстались. То есть я увидел перед собой человека, управляющего на то время чуть ли не банком №1, который не умел считать.
Урок 7. Хотите взять кредит – маскируйтесь
Тогда мне так и не удалось взять кредит, потому что все мои идеи в банках воспринимались как неправильные. Единственный кредит мы с несколькими товарищами взяли недавно, буквально пару месяцев назад, в банке ВБР, который известен тем, что у него учредитель Александр Янукович. Взяли мы этот кредит следующим образом: понимая, что никогда не получим кредит ни на одну из своих идей, мы заранее, 3 года назад зарегистрировали компанию, придали ей такой внешний вид, который понятен украинскому банку – привели бизнес-процессы к виду учебника, показали им и взяли на нее кредит. Просто, без каких-либо рекомендаций, директор позвонила в банк и сказала, что нам нужен кредит. Принесла документы, и через 3 или 4 месяца все получила. Хотя лично я бы компании без рекомендаций кредит не дал бы никогда (я вообще в рекомендации верю больше, чем «бумажки»).
Так что могу сказать, что чем больше вы предприниматель, тем меньше шансов, что вы получите деньги в банке. Надо понимать, что так они устроены.
О книгах
Первую книгу, которую я советую прочесть – это «Черный Лебедь» Нассима Талеба. В ней в сжатой форме рассказывается обо всем, чему я учился целых двадцать лет. Автор, как и я, считает, что жизнь – это управление риском. Все, что умеет наш мозг, это просчитать вперед чуть дальше, чем умеет обезьяна. И это дало нам такое преимущество, что мы, можно сказать, всех победили. И вот философия, что жизнь, а особенно бизнес – это управление риском, еще тянется для меня из девяностых. Любая операция содержит в себе риск.
На меня очень сильно повлиял «Незнайка на Луне», прочитанный в детстве. Я считаю, что это энциклопедия капитализма. Думаю, что Носову надо поставить памятник, потому что в советские времена ему удалось невозможное. И уже в 10 лет благодаря «Незнайке» я знал, как работает фондовая биржа.
Предпринимателям со стажем я бы посоветовал «От хорошего к великому» Джима Коллинза. На меня также очень повлияла книга «Новый ум короля» Роджера Пенроуза, но всем я ее читать не советую, так как она требует определенного склада ума и некоторой математической подготовки. Хотя все же там очень интересно рассказывается о том, как обустроен мир.
Вспоминаю философа и экономиста Фридрихе Хайеке, который получил Нобелевскую премию за свое определение морали. Рекомендую прочесть две его книги: «Частные деньги» и «Пагубная самонадеянность». Он считал, что мораль – это никакой не свод правил, придуманный людьми или данный нам на скрижалях в виде 10 заповедей. Раньше люди жили племенами. Был свод правил одной группы, который увеличивал их шансы выжить относительно другой группы. А мы – потомки этих людей. Так что мораль, как и справедливость – это просто эволюционный механизм, который позволяет нам выжить.
Я не верю в пропасть между бизнесом и моралью, бизнес – это и есть мораль в концентрированном виде. Я считаю, что мораль, справедливость и эффективность – это синонимы. А бизнес, по определению, это нечто, что повышает эффективность нашей жизни.
forbes.ua
|