Профессор Стэнфорда бросил вызов традиционным университетам. Его диагноз — «долго, неэффективно, дорого». За один онлайн-курс Себастьян Трун подготовил больше студентов, чем за всю предыдущую карьеру. Спросите Себастьяна Труна, что заводит его сильнее всего. Изобретатель и почетный сотрудник Google ответит: крупные нерешенные проблемы, стремление помогать людям и «пренебрежительное отношение к авторитетам». 45‑летний Трун всегда метил высоко и раздражал старую гвардию. Еще будучи студентом в Германии он представлял свои работы на конференциях по машинному обучению, не спрашивая разрешения у профессора. В 2006 году Трун попал на обложку Forbes после того, как выдвинул идею создания автомобиля, управляемого компьютером без участия человека. Основатель и руководитель инновационной лаборатории Google X Lab, Трун реализовал свой замысел на практике. В ходе испытаний его робокары проехали 200 000 миль и показали себя безопасными настолько, что власти штата Невада разрешили им ездить по дорогам общего пользования.
Сегодня у Труна еще более захватывающее увлечение – «ремонт» системы высшего образования. Традиционное обучение в университете слишком дорого, неэффективно и не просуществует долго, уверен он. Ставка на настоящую революцию в преподавании: по его замыслу, лучшие профессора будут читать лекции онлайн 100 000 студентов одновременно по всему миру.
Венчурные капиталисты из Charles River Ventures (CRV) уже вложили в образовательный стартап Труна Udacity $5 млн. «Люблю бунтарей, – объясняет партнер CRV Джордж Закари. – Они предлагают революционные решения».
Сегодня онлайн‑курсы Udacity бесплатны. В будущем Трун все‑таки планирует брать деньги за обучение, но это будут символические суммы. Например, $100 за степень магистра. На рынке дистанционного высшего образования наблюдается бум стартапов, но почти все они стремятся достичь успеха в рамках существующей системы: Гарвард и Массачусетский технологический институт создали edX, Стэнфордский, Мичиганский и Пенсильванский университеты поддерживают Coursera. Стартап 2Tor, который привлек $90 млн от венчурных инвесторов, организует программы дистанционного обучения бизнесу и медсестринскому делу для Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл и Джорджтаунского университета. Основатели этих проектов считают целесообразным объединять усилия с университетами при принятии решений о том, какие курсы преподавать дистанционно, как их преподавать и как улаживать щекотливые вопросы аттестации, сдачи зачетов, защиты дипломов и борьбы с плагиатом.
Такая коллегиальность Труну не по вкусу. «Совершенно очевидно, что все эти степени уйдут в прошлое, – убежден он. – В чем идея диплома? В том, что вы тратите несколько лет на получение знаний, которыми будете пользоваться на протяжении всей карьеры. Но люди сегодня так часто меняют род занятий, что эта модель уже несостоятельна».
Udacity прокладывает собственный путь. Компания предлагает 11 курсов по таким предметам, как программирование, статистика и математика. Лично Трун ведет семинар по программированию робокаров. В качестве лекторов выступают преподаватели из таких вузов, как Ратгерский университет, университеты штатов Виргиния и Юта, а также эксперты из корпоративного сектора. За курс они получают $5000–10 000. Многие студенты Udacity – это опытные профессионалы, которые хотят углубить свои знания в определенных областях.
В конце года Udacity планирует начать преподавание гуманитарных дисциплин. Трун утверждает, что учеба в его школе всегда будет бесплатной, но со временем компания начнет зарабатывать на сертификатах об окончании курсов или дополнительных услугах вроде чата.
За плечами Труна – стремительная академическая карьера. За восемь лет он прошел путь от аспиранта Боннского университета до пожизненного профессора кафедры компьютерных наук Стэнфорда. «Я был популярен среди студентов, – вспоминает Трун. – Я умею самые сложные темы объяснить увлекательно».
В глубине души Трун оставался недоволен. Многие студенты показывали на промежуточных экзаменах значительно худшие результаты, чем он ожидал. Трун попал в типичную ловушку лектора: есть прекрасный преподаватель и горстка прилежных студентов, которая создает впечатление живой аудитории, но большинство учится спустя рукава. Профессор искал способ, как увлечь всех своих студентов.
В преддверии 2011/2012‑го учебного года Трун решил сделать онлайн‑версию курса искусственного интеллекта, который преподавал в Стэнфорде на пару с главой исследовательского отдела Google Питером Норвигом. К августу на их видеолекции подписалось 58 000 человек. После того как о проекте Труна и Норвига сообщили СМИ, число онлайн‑слушателей утроилось. Значительная часть отсеялась, но 23 000 самых стойких завершили курс обучения. Многие из них с отличием сдали экзамены по предмету. По подсчетам Труна, в ходе этого курса его прослушало больше студентов, чем за те 20 лет, что он преподавал в обычных аудиториях.
Вынашивая свой проект, Трун подумывал выдавать интернет‑слушателям свидетельства об окончании курсов в Стэнфорде. Но наткнулся на отказ. «Мы сказали Себастьяну, что он не вправе это делать», – говорит заведующая кафедрой компьютерных наук Дженнифер Уидом.
Именитые университеты неохотно отказываются от устоявшихся практик составления учебной программы, проверки знаний и преподавания. «Так тому и быть», – пожимает плечами Трун. Udacity, несмотря на свой младенческий возраст, формирует собственные правила. В основе дистанционного обучения Труна лежит постоянное тестирование. Мини‑опросы проходят каждые две‑пять минут урока. Тесты могут быть самыми разными: быстрый подсчет, выбор правильного варианта ответа, написание пары строчек компьютерного кода. Ответы автоматически оцениваются за несколько секунд. Если решение правильное, студент двигается дальше, если нет – пробует пройти тест снова. Люблю бунтарей: они предлагают революционные решения
Инженеры Udacity стремятся понять, какие еще нюансы необходимо учесть, чтобы повысить качество обучения. Например, операторы компании следят за тем, чтобы лектор не появлялся в кадре в полный рост: это утомляет. Совершенствование технологий – только часть работы, которую нужно проделать специалистам Udacity. Одна из самых сложных задач – как оценивать 100 000 слушателей гуманитарных и общественных дисциплин. Сложные задания тут не предусматривают одинакового ответа. Трун возлагает большие надежды на то, что оценки друг другу будут ставить студенты. Но этот метод еще не прошел проверку.
Нежелание Труна связываться с именитыми университетами грозит добавить ему головной боли. Конкурент Udacity – Coursera быстрее расширяет свою образовательную программу благодаря открытой поддержке ректоров.
«Я люблю оказываться в ситуациях, в которых мало что понимаю, – говорит он. – Благодаря этому я многому учусь. Иногда проигрываю, иногда выигрываю. Но не это главное. Главное – дойти до конца, сделав по дороге что‑то хорошее». Джордж Андерс ФОРБС.
|